Театр кукол
Перед этим диво-домом
радостно останавливается всякий, кто
впервые оказывается на проспекте Революции.
Да и как же иначе! Ведь нас современные
архитекторы отучили от созерцания
оригинальных
сооружений. А тут... Даже на фоне старинных
зданий, которыми щедра воронежская главная
магистраль, театр кукол (проспект
Революции, 50) производит впечатление.
Правда, привередливый критик найдет, к чему
придраться. Быть может, и в самом деле есть
некий перебор по части зодческих ухищрений.
Но, согласитесь, здание смотрится, точно
игрушечка, а в нынешней серой, пасмурной
жизни так не хватает праздничных эмоций!
Изломанная линия мансарды с экзотическими
фонарями на крыше, стройная коллонада сбоку,
фигурки сказочных персонажей, венчающие
вынесенный вперед парадный вход, какие-то
замысловатые ниши - все это так романтично,
так обволакивает душу каким-то флером.
А не приходилось ли вам бывать внутри?
Нет? Очень сожалею. Там еще диковинней!
Будто в нездешний мир попадаешь. В длинной
узкой клетке, проходящей сквозь два этажа в
мансарду, привольно летают пестрые попугаи.
Хрустальные двери, яркие витражи. В зимнем
саду растут карликовые деревца и
Род Семыкиных в местной купеческой
гильдии пользовался заслуженным
авторитетом. Усадьба почетного гражданина
Дмитрия Семеновича Семыкина протянулась на
Б. Дворянской на полсотни метров. В 1870-е годы
на ней, помимо двухэтажного каменного
особняка с вычурным фасадом, стояли еще три
флигеля, а сад тянулся почти до Мало-Дворянской.
В 1884 году уже новый
владелец (но тоже из Семыкиных - Василий
Иванович) строит еще один флигель справа: он
почти вплотную примыкал к дому соседа
Адлера.
Но и Семыкиным не удалось совладать с
аппетитами Самофалова. В 1895 году все
постройки на этом участке числились за
мильонщиком. Нижние этажи были заняты под
торговые заведения, квартиры снимали
нотариус и обойщик мебели, а в одном из
двухэтажных флигелей разместилось
губернское управление государственных
имуществ. Оно подчинялось соответствующему
министерству
и ведало
принадлежащими государству богатствами -
землями, лесами, крестьянами. Между прочим,
по лесной части служил тогда в управлении
Александр Эдуардович Циолковский, старший
брат "отца русской космонавтики".
... Итак, на нашем пути возникла персона
Дмитрия Григорьевича Самофалова. Это имя не
сходило со страниц местной прессы. Еще бы!
Владелец чугунолитейного и колокольного
дела, он был хорошо известен в губернии.
Следы его предприимчивости
встречались в Воронеже на каждом шагу.
Металлические трубы и печи, решетки оград,
чугунные надгробья, навесы с опорными
столбиками - все это производилось на
самофаловских заводах. А уж про колокола и
говорить нечего: их голос был чист, аки
горный ангельский глас. Д. Г. Самофалов умел
не только набивать собственный карман, но и
заботиться о сирых и убогих. Непременный
член разных попечительств, он охотно
отваливал солидные куши на благо сограждан.
Но вернемся к предмету нашего разговора.
Двухэтажное строение в глубине своего
двора Д. Г. Самофалов сдавал в аренду городу:
там сначала размещалась прогимназия, а
затем преобразованная из нее вторая
мужская гимназия. Здание со стороны Б.
Дворянской было скрыто от глаз, и чтобы
ученикам и преподавателям попасть к себе в
корпус, они должны были преодолеть низкий
каменный тоннель, прорубленный в соседнем
доме.
В начале нынешнего века пост директора
гимназии занимал Григорий Иванович
Недетовский. Педагогическому поприщу он
отдал несколько десятилетий. Он любил
эту работу, и дети тоже любили своего
наставника. Григорий Иванович был строг, но
справедлив, наушничества не терпел, а если
кого из питомцев и выделял, то лишь по уму и
таланту.
Кстати, среди тех, кто попал сюда в
форменной фуражкеи с ранцем за спиной, был и
Володя Кораблинов. Много лет спустя он
станет художником, поэтом, прозаиком,
украсит книжные полки целой библиотекой
повестей и романов.
Григорий Иванович тоже был писателем,
но, по иронии судьбы, сам накликал себе
будущее, выбрав псевдоним "О. Забытый".
Его теперь действительно почти не
вспоминают, а ведь в прежнюю пору его
крестьянскими рассказами и повестью "Миражи"
(о внутренней драме двух преподавателей
духовной семинарии) публика зачитывалась...
Во время войны бывший гимназический
корпус был разбит почти до основания. Но
восстановители не пренебрегли тогда даже
фундаментами. Здание перестроили, и оно
долгие годы служило культуре: здесь
размещались Клуб студентов, Дом
художественной самодеятельности
профсоюзов, отмечались литературные юбилеи,
проходили концерты. А в 1984 году открылся
кукольный театр.
Здание фактически возведено заново. Его
оригинальность настолько очевидна, что
авторский коллектив в 1900 году был удостоен
художественной премии РСФСР. Кто же творцы
чудо-теремка? Архитекторы Н. С. Топоев и В. Н.
Фролов, главный конструктор, инженер С.В.
Пучков и другие. А прекрасные интерьеры и
скульптурная галерея снаружи обязаны
вдохновению художника-монументалиста В.
Клепинина, керамистов Н. и З. Суворкиных, В.
Меринова, витражистки Л. Никитиной,
ваятелей
Слева от входа висит очень симпатичная
мемориальная доска. Она привезена из
Вильнюса и напоминает, что тут в 1915 году
учился поэт Юлюс Янонис, своего рода
литовский Маяковский. Поклонитесь памяти
этого юноши, угасшего в расцвете лет!